Почерк и стрельба

Главная / Это интересно / Почерк и стрельба

Почерк и стрельба

автор: Сюзев Игорь Юрьевич

Почерк как продукт индивидуальной деятельности человека привлекал к себе внимание выдающихся мыслителей начиная со времен Нерона и Конфуция. В настоящее время почерк является объектом исследования графологии[1] – прикладной науки, которая зарекомендовала себя надежным помощником в определении психических особенностей личности.

Основателем графологии как науки является аббат Жан-Ипполит Мишон (1806–1881), который впервые употребил термин «графология» в своей книге «Система графологии». Во многих развитых странах систематизированные знания о почерке как составляющей психологического портрета его создателя активно применяются на практике. Например, в США, Голландии и Англии заключение графолога обязательно при приеме на ответственную работу. В Израиле графологической экспертизе подвергаются все государственные служащие. В Германии считаются с графологическими заключениями перед вступлением в брак.

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся связь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. Почерк зависит от типа нервной системы. Нашей рукой руководит мозг и центральная нервная система. Манера писать выдает тип личности, темперамент, который закладывается генетически.

На формирование индивидуального почерка оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным факторам относятся состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, усидчивость, навык держать пишущий прибор и др. Объективные факторы зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К ним можно отнести, например, характер системы обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т. д.

В результате у каждого человека вырабатывается индивидуальный почерк с отличительными признаками, которые не могут повториться в почерке другого человека и которые достаточно непросто изменить. Техника письма является совокупностью устойчивых условно-рефлекторных связей и индивидуальна для каждого человека.

Стрельба из ручного стрелкового оружия как вид человеческой деятельности имеет огромное значение во многих жизненных сферах: многообразные виды стрелкового спорта, охота, правоохранительная деятельность, военная направленность, сфера развлечений и др. Боевики в кино, детективный жанр в литературе, виртуальные «стрелялки» насыщены сценами со стрельбой как самыми притягательными для внимания массового зрителя.

Что может быть общего в таких, казалось бы, разных процессах человеческой деятельности, как письмо и стрельба из ручного стрелкового оружия? На первый взгляд, их объединяет только стремление человека оставить след на объекте воздействия (в одном случае – от ручки, а в другом – от пули).

Взглянув более детально на процесс удержания ручки для письма и пистолетной рукоятки, можно обнаружить сходство: ключевую роль здесь играют указательный, средний и большой пальцы кисти, удерживающей эти предметы.

Проанализируем отдельно технику удержания ручки при письме и технику удержания пистолетной рукоятки при стрельбе с точки зрения функциональной загруженности пальцев в момент совершения действий с этими предметами.

Ручка при письме удерживается большим, указательным и средним пальцами, прижимаясь при этом к впадине между третьим суставом указательного и вторым суставом большого пальца кисти (рис. 1). Следовательно, при письме главную роль выполняют указательный, средний и большой пальцы. Очевидно, что качественные характеристики почерка напрямую зависят от уровня управления этими пальцами.

Рис. 1. Удержание ручки при письме


Рассматривая технику удержания пистолета, нетрудно заметить, что эти же пальцы (указательный, средний и большой) играют ключевую роль в обеспечении устойчивости оружия в момент производства выстрела (рис. 2).



Рис. 2. Удержание пистолета в руке

К основанию большого пальца плотно прилегает пистолетная рукоятка. Средний палец несет основную нагрузку, удерживая рукоятку со стороны  дульного среза, упираясь снизу в скобу. Указательный палец при нажиме на спусковой крючок должен обеспечивать плавность движения спускового крючка, развивая вектор усилия вдоль оси канала ствола независимо от других пальцев (диссоциация), двигаясь поступательно, нажимать на спусковой крючок до срыва курка с боевого взвода.

Очевидно, что характер работы, выполняемой пальцами при письме, существенно отличается от той, которую они проделывают, удерживая пистолетную рукоятку. Но в процессе письма требуется очень точно управлять мелкой моторикой пальцев, чтобы вырисовывать различные буквы и знаки. Аналогичные требования предъявляются к этим пальцам и в момент производства выстрела из ручного стрелкового оружия, т. к. средний и большой пальцы несут основную нагрузку, обеспечивая необходимую устойчивость оружию, в то время как указательный палец правильно нажимает на спусковой крючок.

Предположим, что если двигательная моторика пальцев, управляющая техникой письма, обеспечивает индивидуальность расположения букв на бумаге, то эта же индивидуальность должна отражаться на устойчивости оружия в момент выстрела, что, в свою очередь, влияет на результаты стрельбы. Чем выше устойчивость оружия в момент производства выстрела, тем точнее стрельба[1].

Для того чтобы сделать вывод о наличии такой зависимости и параметрах почерка, в которых она выражается, необходимо сравнить качественные характеристики результатов данных процессов – почерка и стрельбы. Для этого был проведен эксперимент.

В эксперименте принимали участие 110 человек. Все стрелки впервые начали осваивать технику стрельбы из боевого пистолета, никто из них не имел спортивных разрядов по стрельбе. Для статистического анализа использованы результаты стрельб, полученные на занятиях, которые проводились в течении полутора лет.

Результаты стрельбы отдельного стрелка выражены диаметром рассеивания пробоин на мишени. Этот параметр напрямую зависит от техники удержания пистолетной рукоятки в момент нажатия на спусковой крючок, т. к. степень устойчивости пистолета в руке в момент производства выстрела определяет величину углового смещения[2], от которого зависит размер диаметра рассеивания пробоин на мишени. Это происходит в большей степени по причине нарушения независимости движения указательного пальца и остальных пальцев, удерживающих рукоятку. Возникающее угловое смещение пистолета приводит к увеличению диаметра рассеивания пробоин на мишени.

Если в момент нажатия на спусковой крючок нарушается независимость движения указательного пальца и остальных пальцев, то пальцы, охватывающие рукоятку пистолета, начинают изменять усилия, воздействующие на нее, что приводит к вращению пистолета относительно лучезапястного сустава. Эта ошибка, как правило, приводит к вертикальному смещению кисти. Если же при нажатии на спусковой крючок указательный палец нарушает соосность вектора усилия со стволом, то кисть и, соответственно, ствол пистолета будут смещаться в горизонтальном направлении. Суммарная ошибка данных элементов техники (постоянство усилий пальцев, охватывающих рукоятку пистолета, и соосность вектора усилий нажатия указательного пальца на спусковой крючок оси канала ствола) приводит к угловой ошибке при производстве выстрела. Угловое смещение пистолета в большей степени обусловлено потерей контроля за пальцами, охватывающими рукоятку.

Угловое смещение пистолета значительно сильнее влияет на рассеивание пробоин и уменьшение кучности стрельбы в сравнении с параллельным смещением, поэтому выбранный критерий оценки результатов стрельбы – диаметр рассеивания пробоин – в большей степени зависит от техники удержания рукоятки пистолета в момент нажатия на спусковой крючок. Таким образом, диаметр рассеивания пробоин на мишени является объективным показателем качества техники удержания пистолетной рукоятки в момент нажатия на спусковой крючок.

По усредненному результату диаметра рассеивания пробоин была проведена сортировка списка стреляющих по возрастанию этого параметра, величина которого обратно пропорциональна уровню результата по стрельбе.

Параллельно было проведено исследование почерка стрелков по текстам, написанным ими в одних и тех же условиях.

Для оценки почерка анализировались его общие характеристики:

1) наклон;

2) строение почерка;

3) основная форма движений;

4) конфигурация формы полей;

5) форма линии письма;

6) выработанность почерка;

7) темп письма;

8) размер почерка;

9) связность.

Статистический анализ проводился в два этапа. На первом этапе сравнивали 3 группы стрелков, выбранных по критериям стрельбы:

1 группа – 10 высоких результатов;

2 группа – 10 средних результатов;

3 группа – 10 низких результатов.

Всего анализу подверглись 30 человек.

На втором этапе все 110 человек были разделены на три группы в зависимости от результатов стрельбы.

Показатели сравнения общих признаков почерка у трех групп по 10 человек и трех общих групп отражены в таблице 1.

Две группы для проведения статистического анализа выбраны для того, чтобы сравнить в них степень выраженности отличительных характеристик почерка.

На рисунке 3 проиллюстрирована шкала выраженности признака на примере постепенного перехода от белого цвета к черному: а) весь спектр – прототип всех стрелков, б) три уровня выраженности признака, выделенные из спектра, соответствуют группам по 10 человек.

В группах по 10 человек, где для анализа взяты стрелки с высокими, средними и низкими показателями стрельбы, прогнозировалось увидеть большую выраженность отличительных черт почерка. В суммарных группах всех стрелков отличительные признаки менее выражены по причине стирания различий за счет межгрупповых переходов.


[1] Точной принято считать стрельбу, когда пробоины кучно располагаются на мишени.

[2] Ошибки при стрельбе из пистолета вызваны угловыми и параллельными смещениями. Угловые связаны со смещениями пистолета, вызванными нарушением техники удержания рукоятки в момент нажатия на спусковой крючок. Причинами параллельных смещений являются нарушения устойчивости системы «стрелок – оружие», связанной, в основном, с колебаниями туловища, плечевого и локтевого суставов руки, удерживающей пистолет.




Рис. 3. Выраженность признака на примере перехода от белого к черному цвету

Проанализируем результаты исследования, представленные в таблице 1. По такому параметру, как наклон почерка, можно сделать следующие выводы. В группе из 10 лучших стрелков прямой почерк выявлен у 30 %, у стрелков среднего уровня – 10 %, у стрелков низкого уровня – 0 %. В расширенных группах, которые составляли по 1/3 от всего списка, этот же показатель имеет следующие значения: 23 % у сильной группы, 14 % у средней группы и 14 % у слабой группы. В расширенных группах уменьшение количественных различий обусловлено межгрупповыми переходами.

Рассматривая размер почерка, видим, что в группе из 10 лучших стрелков 40 % имеют маленький почерк и только 10 % – большой. В группе с низкими результатами по стрельбе большой размер почерка у 30 %, маленький почерк не выявлен ни у кого. В расширенных группах результаты следующие: 39 % в сильной группе имеют маленький почерк и 16 % – большой размер букв. В слабой расширенной группе 23 % имеют почерк большого размера и 20 % – маленького размера.

Анализируя основную форму движения (округлая, угловая и смешанная), видим, что 50 % сильных стрелков имеют смешанную форму, 30 % – округлую, тогда как в слабой группе 70 % стрелков имеют округлый почерк и лишь 20 % – смешанный. В сильной расширенной группе 47 % стрелков имеют смешанный и 42 % – округлый почерк, в слабой группе у 31 % смешанная и у 43 % – округлая форма почерка. Отличия по этому параметру в расширенных группах сохранили показатели уменьшенных групп, но по причине межгрупповых переходов не столь ярко выражены.

В таком признаке, как строение почерка, у слабых групп преобладают простые почерки (60 % у малой группы и 59 % у расширенной группы). Среди сильных стрелков простые почерки наблюдаются у 30 % в малой группе и у 45 % – в расширенной.

Анализ данных по каждой исследуемой группе позволяет сделать следующие выводы:

1) наиболее выраженные отличия наблюдаются по следующим общим признакам: наклон, размер почерка, основная форма движения;

2) нет выраженных отличий в таких признаках, как форма линии письма, конфигурация формы полей, строение почерка, выработанность почерка, темп письма, связность.

Предположение, выдвинутое в начале исследования, подтверждается результатами эксперимента и позволяет сделать вывод о том, что по отдельным общим характеристикам почерка возможен вероятностный прогноз способностей к стрельбе из пистолета.

Очевидно, что для повышения кучности (точности) стрельбы, являющейся основным оценочным показателем на начальном этапе обучения, необходимо подбирать упражнения, формирующие качество управляемости пальцами, которые удерживают рукоятку пистолета. Умение обеспечить независимость движения указательного пальца относительно среднего и большого является главным объектом для тренировки техники охвата рукоятки.

(Занимаясь исследованием причин, оказывающих основное влияние на качество стрельбы на начальном этапе формирования техники стрельбы из ручного стрелкового оружия (пистолет), автор исследования получил патент на изобретение : «Стрелковый тренажер и система пистолет-мишень для него» (авторское свидетельство № 2378600), которое содержит устройство, эффективно формирующее навык контроля за пальцами, удерживающими рукоятку пистолета, тем самым позволяя создать точный образ техники удержания пистолетной рукоятки в момент производства выстрела. Таким устройством является тренажер «Хват».


Тренажер используется следующим образом: стрелок, удерживая рукоятку тренажера как обычный пистолет, нажимает на спусковой крючок. Когда пальцы, удерживающие рукоятку, поджимают ее, то индикатор загорается зеленым цветом. Если же пальцы наоборот, разжимаются, загорается красный индикатор. В случае, когда рукоятка тренажера удерживается правильно, индикатор не горит. Специальный контроллер осности вектора усилия указательного пальца оси канала ствола позволит произвести нажатие на спусковой крючок только в том случае, если вектор усилия указательного пальца совпадет с осью канала ствола.)

Анализируя результаты исследования, отраженные в таблице 1, сопоставим образец почерка идеального стрелка и стрелка с низкими результатами на основе общих характеристик почерка (наклон, размер букв, основная форма движения), отличающихся для данных групп стрелков. Психологический портрет стрелков, имеющих различные результаты в стрельбе, представлен в таблице 2.

Проанализировав результаты исследования, которое заключалось в сопоставлении объективных результатов в стрельбе из пистолета и почерков стрелков, логично проверить результаты исследования, воспользовавшись графологическими характеристиками почерка стрелков. С помощью графологии был составлен психологический портрет идеального стрелка и стрелка с низкими стрелковыми оценками. Результаты представлены в таблице 3.

Как видно из психологического портрета идеального стрелка, составленного по данным результатов статистического исследования, он не противоречит тем качествам, которые присущи успешным представителям этого вида деятельности. Такой же вывод можно сделать и по описанию психологического портрета стрелка с низкими результатами.
Вывод: анализ почерка позволяет с высокой вероятностью выявлять стрелковый потенциал человека.

Таблица 2

Характеристика почерка

Идеальный стрелок

Низкие результаты в стрельбе

Наклон букв

Вертикальный

Смешанный

Графологическая характеристика личности

Равновесие между эмоциональным и рациональным, т. е. между чувством и разумом. Задумчивость, полный самоконтроль. Склонность к холодности и сдержанности (хладнокровие)

Капризность, подверженность резкой смене настроения, неуверенность в себе, нерешительность, внутренний разлад между чувствами и разумом. Развитое чувство юмора

Размер

Малый

Большой

Графологическая характеристика личности

Аккуратность, склонность к педантизму, расчетливость, хорошее самообладание. Не склонен к откровенности, присуща тщательность, деловой склад ума

Непрактичность, отсутствие
объективной самооценки

Основная форма
движения

Смешанная

Округлая

Графологическая характеристика личности

 

Доброта, открытость,
коммуникабельность, тактичность

Смешанный
характер

 

Крупный округлый

Графологическая характеристика личности

 

Щедрость, открытость, способность проявить себя во многих сферах деятельности

Таблица 3

Психологический портрет идеального стрелка и стрелка с низкими результатами
в стрельбе на основе данных графологической характеристики почерка

Идеальный стрелок

Стрелок с низкими результатами

Свойственно равновесие между эмоциональным и рациональным, т. е. между чувством и разумом. Задумчивый. Обладает способностью к полному самоконтролю. Склонен к холодности и сдержанности (хладнокровен). Аккуратен. Присущ педантизм, расчетливость, хорошее самообладание. Не склонен к откровенности. Тщательность в действиях, деловой склад ума

Капризность, подверженность резкой смене настроения, неуверенность в себе, нерешительность, внутренний разлад между чувствами и разумом. Обладает чувством юмора. Непрактичность, отсутствие объективной самооценки. Доброта, открытость, коммуникабельность, тактичность. Щедрость, открытость, способность проявить себя во многих сферах деятельности

Напомним, что образцы почерка для такого анализа были взяты из общего списка стрелков, участвующих в исследовании, отсортированных по уровню объективных стрелковых результатов, а значит, возможно прогнозирование результатов в стрельбе на основе графологического анализа почерка. Рассматривая характер наклона почерка, размер и основную форму движения при написании букв как критерий для оценки потенциальных способностей стрелка, можно оценить способности к стрельбе из пистолета.

Конечно, результаты данного исследования не претендуют на категоричность в индивидуальной оценке почерка конкретного стрелка, т. к. вывод имеет лишь вероятностную оценку по отдельным качественным характеристикам общих признаков почерка. Однако исследование взаимосвязи почерка и результатов стрельбы позволяет повысить информативность графологического анализа. Почерк как проявление индивидуальности своего создателя позволяет увидеть помимо его психологического портрета потенциальную предрасположенность к стрельбе из ручного стрелкового оружия.

Литература

Соломевич В. И. Почерк и характер. – Минск: Харвест, 2009. – 640 с.

Бозержан Ж. Справочник по спортивной стрельбе / пер. с фр. Е. Исаковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.

[1] Графология (от графо… и …логия) – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего.